Главная / Интервью

 

Хроника дня

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо сначала их выучить!»

Известный одесский фотохудожник, непревзойдённый мастер видовой съёмки городских пейзажей — о чёрном пуделе и белом снеге, заснеженной тропинке к Дюку и ускользающей красоте одесских двориков, об отличиях между ремеслом и творчеством и уборке мусора с помощью Photoshop.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

— Расскажите о том, как вы стали фотографом. С какими трудностями пришлось столкнуться, через какие испытания пройти на пути к фотоискусству?

 Действительно, путь к художественной фотографии был долгим, извилистым и тернистым. Кем я только не работал: и торговцем недвижимостью, и продавцом армянской обуви на «Привозе», и сотрудником страховой компании, и личным охранником, даже моряком — всего и не упомнишь. Беда в том, что я достаточно быстро остывал к каждому нелюбимому делу: как только осваивал очередную профессию и достигал неких пределов, выше которых прыгнуть уже невозможно, становилось категорически неинтересно. Фотография, кстати, в отличие от всего остального тем и прекрасна, что здесь нет никаких границ с учётом постоянного совершенствования техники и появления новых приёмов съёмки это поистине необъятная штука: для того чтобы достичь совершенства во всех жанрах фотоискусства, понадобится не одна жизнь!

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


Как–то раз, году эдак в 2006-м, после завершения очередной профессиональной эпопеи я, находясь на распутье, решил перед сном устроить мозговой штурм: «А что, если накупить машин и попробовать организовать свой собственный таксопарк?!». «Можешь мне поверить проблем будет больше, чем денег. Ты же творческий человек, зачем тебе заниматься всякой ерундой?»  невозмутимо парировала супруга. Перебрав парочку фантасмагорических идей и сойдясь на том, что все они ещё хуже, мы решили довериться народной мудрости, мол, утро вечера мудренее, и в растрёпанных чувствах легли спать. А наутро, едва открыв глаза, я громогласно объявил на всю квартиру, что, дескать, буду фотографом! «А вот это уже мысль!»  подхватила собирающаяся на работу жена. С юных лет любил фотографировать, но никогда и в мыслях не было сделать из увлечения профессию. Ну а тут купил свой первый профессиональный аппарат  Nikon D70s — и начал его осваивать. Во избежание лютых конфликтов с поклонниками Canon сразу скажу: на мой взгляд, обе системы хороши, просто каждая «заточена» под определённые цели и задачи портреты лучше снимать на Canon, пейзажи  на Nikon.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


Года через три почувствовал, что зашёл в тупик: работал в детском центре «Ау», снимал дни рождения и прочие праздники, в один прекрасный день «перегорел» и уволился. Одно время фотографировал друзей, родителей, знакомых, а когда они закончились, сидел дома, хандрил, изучал рынок, искал новые возможности. Жена посмотрела на всё это и говорит: «Чего сидишь? Ты фотограф или как? Иди снимай!». «Что же мне снимать? Дворы, машины и фонарные столбы?»  в полном смятении чувств отозвался я. «Да! Ищи интересные, яркие, оригинальные сюжеты! Дорогу осилит идущий!» — отрезала супруга. И тогда я вышел с фотоаппаратом на одесские улицы! Пару месяцев спустя своими руками сделал сайт, запостил несколько фотографий в альбом «Город». А за две недели до Нового года мне вдруг звонят из полиграфического агентства и говорят: так, мол, и так, понравились четыре ваших снимка, хотели бы купить их для календаря. Договорились с ними, что за оставшееся время я за хорошую плату сделаю ещё 8 недостающих для полного комплекта фото с видами Одессы. Казалось бы, миссия невыполнима, но в конечном итоге я справился: нашёл такие потаённые уголки, в которых удалось запечатлеть и зиму, и лето, и весну, и осень! Календарь на 2011 год вышел в срок, и под каждым фото стояла подпись «фотохудожник Игорь Сытник»: на первых порах было страшно неудобно, казалось, что фотохудожники это настоящие мастера, невероятно серьёзные люди, практически пришельцы с другой планеты....

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Ну, так или иначе, а в 2011 году я наконец поверил в себя  друзья убедили, что получается просто классно, чувствуется прирождённый талант, настоящая рука мастера. И убедили принять участие в фотоконкурсе «Вся Одесса очень велика»: я страшно удивился, когда одна из моих фотографий получила первое место в номинации «Архитектурные жемчужины». В том же году подал заявку на конкурс «Снимок года» и взял гран–при! Хмурое зимнее небо, поникшие деревья, заснеженная Потёмкинская лестница и тёмные силуэты людей, бредущих по протоптанной тропинке прямо к Дюку: работа с поэтическим названием «И к памятнику тонкая тропа» пришлась по душе членам жюри и была признана лучшей из 96 других работ от 54 авторов из Одессы и области.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


В 2012 году послал несколько своих фото на международный конкурс «Panorama of My Country», в котором принимало участие уже куда больше народу — 1580 работ из 18 стран мира: одна фотография вошла в двадцатку, другая в сотню лучших, и это, по–моему, очень даже неплохой результат! Со временем, правда, утратил интерес к выставкам и конкурсам возможно, ещё вернусь, но уже с совершенно другими проектами. Продолжаю активно экспериментировать, сейчас, к примеру, увлёкся мультиэкспозиционными фотографиями, напоминающими скорее абстрактную живопись эдакие сновидения, в которых соединяются места и предметы, в реальности разнесённые во времени и пространстве. А ещё даю частные уроки фотографии: чувствую, что знаю уже довольно много, но при этом по сей день остаюсь авантюристом. В общем, как любит шутить жена, стал по–настоящему «народным» фотохудожником: моё творчество знают и любят многие одесситы и гости нашего любимого города часто подходят на улицах, здороваются, благодарят, просят снимать ещё, а в комментариях называют «королём ракурсов» и даже «певцом Одессы». И это, конечно, не может не радовать по всей видимости, я наконец-то нашёл своё настоящее призвание!

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


— Что, с вашей точки зрения, представляет собой современное фотоискусство? Расскажите о вашей собственной методике съёмки. Как появляются на свет фотографии, похожие на картины?

Фотография, с моей точки зрения, это полноправная часть изобразительного искусства: главное здесь донести до зрителя основную идею. Для воплощения в жизнь этой нехитрой задачи все средства хороши, в том числе и пресловутый Photoshop как важный и полезный вспомогательный инструмент. Я люблю сложную фотографию: в последнее время редко снимаю в один клик, 90 % моих работ панорамы, аккуратно склеенные из нескольких кадров. К панорамной съёмке шёл достаточно долго: на первых порах снимал просто с рук, позже купил штатив, затем панорамную головку для него. Существует распространённое мнение, что в любой панораме все детали должны быть чёткими и резкими, я же считаю, что панорама может строиться на тех же правилах, что и живопись. Если какой–либо фрагмент фото только выиграет, будучи запечатлённым на размытом фоне, почему бы не сделать, как велит сердце?! В конце концов, именно так видит человеческий глаз, он не способен одинаково чётко воспринимать удалённые на разные расстояния предметы. Когда на фотографии всё чётко, нет полёта фантазии, зато если есть размытость и недосказанность, мы как бы становимся соучастниками происходящего, дорисовываем реальность и погружаемся в атмосферу кадра.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


Разработанная мной ещё лет восемь назад авторская методика съёмки впоследствии получила название метод Бренайзера по фамилии нью-йоркского свадебного фотографа, адаптировавшего этот замысел под портретную съёмку. А сами панорамные кадры, в которых допустимо наличие зоны размытия, теперь называются бокерамы. Суть метода Сытника–Бренайзера сводится к следующему: снимаем несколько кадров длиннофокусным объективом с открытой диафрагмой на малой дистанции, а затем соединяем их на компьютере в единое целое. Таким образом мы как бы имитируем съёмку на средне- или большеформатную камеру, получая на выходе панорамный кадр с невероятно широким углом обзора и малой глубиной резкости. Результат превосходит все ожидания: если длиннофокусная съёмка сжимает пространство, а широкоугольная растягивает, то тут мы как будто работаем с объективом, которого вообще не существует в природе — смотрим на мир широко, но с сохранением всех геометрических пропорций, привычных человеческому глазу. Такая методика позволяет добиться потрясающей глубины и объёмности, в общем, дарит море новых возможностей и открывает широчайшие перспективы для творчества.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


В искусстве фотографии есть такое понятие, как динамический диапазон. Представьте себе такую композицию: чёрный пудель на белом снегу. К сожалению, даже профессиональная современная фототехника далека от совершенства, поэтому снимая вышеописанный пейзаж в один кадр, вы, скорее всего, получите либо провал в тенях большое чёрное пятно без малейшего намёка на отдельные шерстинки, либо жуткий «пересвет» режущий глаз и размывающий всё вокруг белый отблеск. Для того чтобы и пудель, и снег получились хорошо, необходимо с одной точки снять так называемую тройную экспозиционную вилку: одна экспозиция будет недосвеченной, другая ровной, нормальной, третья пересвеченной. А затем их нужно совместить, автоматически или вручную: с первого снимка взять светлые участки, со второго нормальные, с третьего тёмные. Благодаря всем этим превращениям мы получаем фотографию с растянутым динамическим диапазоном: такие снимки порой напоминают картины.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


— Как проходит процесс создания фотокартин? Как вы подбираете натуру для съёмки? В какое время суток получаются особенно удачные кадры?

 С моей точки зрения, главное в процессе фотографирования выбрать правильный ракурс и найти идеальную точку для съёмки. Поэтому меня редко встретишь в городе с фотоаппаратом: обычно я гуляю налегке, ищу колоритные виды, присматриваюсь, разглядываю тот или иной пейзаж с разных сторон и в разное время суток, потом жду идеального освещения. И вот когда, наконец, все необходимые условия соединяются воедино, прихожу и бью в десятку: одна картина состоит, как правило, из 25-50 кадров. На сегодняшний день работаю с тремя камерами две модели Nikon и одна Fujifilm: у каждого аппарата свой узкий круг задач. Обычно за один подход снимаю 2-3 вида, выбираю наиболее удачный и сажусь обрабатывать: посредством Photoshop можно исправить то, что не получилось сделать объективом, но всё равно нужно стараться выкладываться по максимуму именно во время съёмки. За день, как правило, удаётся завершить не более одного фото к остальным пейзажам возвращаюсь, когда на улице плохая погода или же во время творческого застоя. И результат, как говорится, налицо: на сегодняшний день в моей творческой копилке порядка 600 видов Одессы и более 200 фотографий двориков.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Что же касается колоритной натуры, то она рассредоточена вокруг нас, просто нужно научиться замечать! Я очень люблю средиземноморскую эстетику старых одесских дворов, сам вырос в таком дворике на Пастера  с котами, жареной рыбой, развесистой акацией и разноцветным бельём на верёвках. Соседи часто ругались, к примеру, из–за своих и чужих палок, которыми подпирали верёвки с бельём, но в общем и целом жили очень дружно: накормить досыта соседского ребёнка, если родители задерживаются на работе, считалось абсолютно естественным и привычным делом. Правда, с каждым годом снимать старые одесские дворики становится всё труднее. Во–первых, все они сейчас прячутся за огромными железными воротами: если раньше я частенько подбирал нужную комбинацию цифр для кодового замка, то нынче у каждого жильца свой магнитный ключ приходится ждать, пока кто–нибудь пойдёт выносить мусор. Во–вторых, классическую одесскую двухэтажную деревянно–ракушняковую пастораль сильно портят пластиковые окна, обитые вагонкой балконы, современные машины: многие дворы, к сожалению, на сегодняшний день утратили свою аутентичность и фотогеничность.

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


Наиболее интересными получаются кадры, снятые в так называемые переходные моменты в сумерки, когда день сменяется ночью, перед началом летней грозы, когда утомительная пыльная жара сменяется свинцовыми тучами и освежающим ветром, на стыке времён года, когда зима уступает место весне, и так далее. Вообще задача художника, на мой взгляд, как раз и заключается в том, чтобы показать людям скоротечные, быстро проходящие моменты, ускользающие от внимания в повседневной суете. Долго спорили с моим другом художником Анатолием Пикманом, чем искусство отличается от ремесла, и пришли к следующему заключению: если наперёд точно знаешь, что получится в конце, это ремесло. Потому что настоящее искусство неразрывно связано с экспериментами и творческим поиском новых решений: при работе с панорамами, к примеру, я в общих чертах представляю конечный результат, но никогда точно не знаю, как обернётся дело бывает, получается полная ерунда. Возможно, именно поэтому многие художники, музыканты и другие творческие люди во все времена прибегали к стимулированию воображения различными способами, хотя лично я ничего не употребляю, разве что бутылочку пива на отдыхе. Иногда ещё могу чуток повздорить с женой: адреналин тоже слегка меняет сознание, сразу чувствуешь себя обновлённым и готовым к очередной фотоохоте!

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

— Что бы вы могли посоветовать начинающим фотографам или тем, кто только собирается купить аппарат и попробовать себя в роли художника?

 Не рассматривайте фотографии тотчас после окончания съёмки! Лучше прийти домой, скинуть на компьютер и отложить на месяц-другой. Ну а по прошествии некоторого времени вновь открыть, посмотреть другими глазами и прочувствовать магию каждого снимка! Для начала неплохо бы как следует познакомиться с выдающимися работами известных мастеров старой закалки: хорошие фотографии обычно проверяются временем, всякая ерунда никогда не станет классикой. Не стесняйтесь копировать манеру старых мастеров, чтобы набить руку, наработать определённую базу навыков и умений, исходя из которых в дальнейшем уже можно будет расти и развиваться в собственном ключе. Любые правила можно, а порой даже нужно нарушать, но для этого необходимо сначала их выучить! Чтобы если уж нарушать, то красиво и умело! Ну и, конечно, не забывайте заниматься спортом, чтобы при случае суметь постоять за себя и не дать хулиганам отнять любимую камеру…

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»


— Какие курьёзы имели место в вашей фотопрактике? Что бы вы могли напоследок пожелать читателям ТАЙМЕРА?

 Бывает, прихожу на объект рано утром и прежде, чем начать съёмку, убираю оставшийся с вечера мусор бутылки, пакеты и тому подобное. Всё убрал, навёл красоту, и ровно через 5 минут появляются заспанные дворники! Конечно, мусор можно «убрать» и с помощью Photoshop, но руками всё же вернее! А насчёт пожеланий… Любите свой родной город и старайтесь сохранить его для потомков!

Игорь Сытник: «Любые правила можно нарушать, но для этого необходимо для начала их выучить!»

Беседовал Дмитрий Остапов

1 21
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в
Анатолий Борисов Анатолий Борисов

Настоящий художник - и даже фото, а просто -ТВОРЕЦ. И влюблённый в Город!

Ответить +1

????????...

Видео

Открытие Odessa Jazz Fest: видеовзгляд

Вечером 20 сентября в Летнем театре открылся трёхдневный Одесский международный джазовый фестиваль с участием музыкантов из 12 стран мира.

Инфографика



????????...